Выполнение
экзаменационной работы по литературе требует от выпускника IX класса
активизации определенных видов деятельности: анализа и интерпретации
художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений
и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос и т. п. Уровень
подготовки выпускника по литературе на
экзамене выявляется, прежде всего, путем проверки умения экзаменуемого
создавать связные высказывания на литературную тему .
Для
выполнения задания 1.1.3 и 1.2.3 девятикласснику необходимо овладеть
специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте
государственного стандарта основного общего образования по литературе:
– воспринимать и
анализировать художественный текст;
– выделять
смысловые части художественного текста;
– определять род
и жанр литературного произведения;
– выделять и
формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героям;
–
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств;
– сопоставлять
эпизоды литературных произведений и сравнивать
их героев;
– выявлять
авторскую позицию;
– выражать свое
отношение к прочитанному;
– владеть
различными видами пересказа;
– строить
письменные высказывания в связи с изученным произведением;
– писать отзывы
о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Предложенный
в методической разработке материал направлен на формирование вышеназванных
умений по предмету. Кроме того, литературный материал, на котором построено
занятие,
·
обладает
смысловой завершенностью;
·
является значимым для понимания
идейно-художественных особенностей произведения, содержит комплекс важных для
автора проблем, что позволяет сформулировать задания, требующие анализа
содержательных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента
и произведения в целом;
·
содержит основание для актуализации
внутрипредметных связей, что позволяет формулировать задания сопоставительного
характера.